Поход на Северо-Чуйский хребет (Алтай)

23.06.2003 – 08.07.2003

 

Участники

Воронцов А. В. (рук)

Козлов Д. В.

Шумакова Ирина

Аберле Алена

Андреев Д. В.

Яковлев В. А.

Симонова О. Н.

Шаронов В. Е.

 

Маршрут

Новосибирск – Бийск – Курай - метеостанция Актуру – пер. Купол Трех Озер (1Б) – р. Джело – пер. Карагем (н/к) – р. Йолдо-Айры – Карагемская поляна – р. Правый Карагем (Абыл Аюк) – пер. Абылаюк (1Б) –Верхнешавлинское озеро – Нижнешавлинское озеро – пер. Нижнешавлинский (1Б) – р. Маашей – р. Чуя – Акташ - Бийск - Новосибирск .

 

 

Описание

 

Из Новосибирска доезжаем на поезде до Бийска. Там нас встречает машина фирмы Бийскалтайтур от Ивана Замчалова. На выделенном УАЗе – буханке отправляемся в путь по Чуйскому тракту. Как и положено, останавливаемся на передых на Семинском перевале.

 

На Семинском перевале

 

Доехав до Курая начинаем искать мост через Чую. Проехав через деревню находим его выше по реке. Довольно поздно вечером прибываем к автостоянке, расположенной около начала крутого подъема до метеостанции Актру. Там выгружаемся из машины и, перейдя через мостик, начинаем подъем вдоль грунтовой дороги. Останавливаемся на ночевку на поляне недалеко от дороги.

 

На следующее утро продолжаем подниматься вверх по дороге и вскоре доходим до домиков метеостанции и спасателей. Немного пообщавшись с ними, проходим метеостанцию и переходим ручей. За ручьем устраиваем обед. После обеда ищем начало подъема на перевал Купол Трех Озер (1Б). Подъем начинается не доходя до ручья и проходит по осыпи среднего размера. Осыпь постепенно уходит в скальный кулуар.

Подъем на перевал Купол Трех Озер

Вид вниз с подъема на пер. Купол

 

Затем рельеф выполаживается и мы приходим в так называемую зеленую гостиницу – широкую ровную площадку, поросшую травой. Там можно останавливаться на ночлег, но мы решили подняться выше. Поднявшись по травянистым склонам, приходим на площадку со скудной травой. Там останавливаемся на ночлег.

 

Утром выходим в южном направлении и по ошибке поднимаемся на перевал, ведущий в следующую долину, направленную к р. Чуе. Открывается прекрасный вид на Курайский хребет. Говорят, что после землетрясения подъем категории 1Б стал возможен только через эту долину.

Стоянка на зеленой площадке под пер. Купол

 

 

 

Справа:

Вид с левого отрога подъема в направлении на Курайский хребет и р. Чую

 

Спускаемся назад практически на место ночевки и двигаемся в западном направлении на истинный перевал Купол Трех Озер. Преодолев хорошо уложенный курумник, выходим на снежную часть подъема – непосредственно перевальный взлет. Слева остаются красивые озера. Идем по снежным следам группы, прошедшей несколько дней назад радиальный выход на купол.

Озера слева (по ходу) от подъема на пер. Купол

Снежный подъем на перевальный взлет Купола

 

Наконец выходим на пологую вершину Купола. Там имеется перевальный тур в виде какой-то геодезической треноги. Вершина покрыта среднего размера камнями, острая часть которых обращена вверх.

Возле тура на вершине Купола Трех Озер, он же перевальная седловина.

На вершине Купола Трех Озер

 

Отдохнув некоторое время на вершине, начинаем спуск. Спуск возможен по правому и левому ручью, стекающим в долину р. Джело. В 1995 году спуск проводили по правому ручью. Там весьма крутой осыпной склон. Поэтому решили спуск проводить по левому ручью. Заснеженная вершина купола плавно переходит в некрутой снежный склон, постепенно выводящий на камни и ручей. Идем по правому берегу ручья, где есть неясная тропа. Спуск становится все более крутым и в самом его конце выходим к скальному прижиму двухметровой высоты. Он легко обходится через осыпной 20-метровый перевальчик справа по ходу. За ним идет спуск по травянистому склону к левому ручью. Он легко переходится вброд. Еще немного спускаемся по правому берегу и встаем на ночевку.

 

Остроконечные камни на вершине Купола

 

 

Справа:

Скальный прижим на левом ручье при спуске с Купола Трех Озер. Преодолевается по крутому «перевальчику».

 

 

 

На следующий день нам предстояла переправа через р. Джело. Ее лучше делать пораньше и переходить реку выше впадения ручья, текущего с купола трех озер. Успешно преодолев Джело спускаемся некоторое время вдоль ее правого берега.

Спуск по травянистым полянам к переправе через р. Джело

После переправы через р. Джело

 

Наш дальнейший путь лежит через некатегорийный перевал Карагем, по которому идет дорога. Поскольку склон довольно крутой, то дорога сильно петляет серпантином. Путь через перевал можно значительно сократить, если идти не по дороге, а напрямую по склону. Так мы и сделали. Только начинать подъем нужно почти сразу после переправы через Джело, а не так как сделали мы, спустившись около двух километров. Если подниматься сразу, то подъем не такой крутой и выводит в красивым озерам, питаемым водами ручьев. Мы выходим между двумя такими озерами. Передохнув, идем дальше по компасу. Рельеф становится крутым. Преодолев небольшой перевальчик, выходим к озеру с красивым снежником.

Озеро близ пер. Карагем

Озеро у пер. Карагем (н/к)

 

Дальше берем еще один перевальчик и оказываемся на склоне, с которого уже спускаемся к автомобильной дороге. Вероятно, можно было облегчить путь, если обойти крутые подъемы слева и выйти на дорогу ниже. Однако, увиденные красоты компенсировали труд на подъем.

После выхода на дорогу скорость движения резко возрастает и мы преодолеваем большой участок вдоль р. Йолдо-Айры. Останавливаемся на ночлег на ровной площадке недалеко от реки.

Утро удивило нас обильным дождем и снегопадом. Поскольку времени в запасе у нас было еще много, пережидаем непогоду в палатках. Балуемся чаем с коньяком и завтраком.

Как и положено, к полудню погода улучшается. Идем дальше вниз по дороге до знаменитой Карагемской поляны. Перед ней дорога идет довольно круто вниз. На поляне стоит сторожка, но никого нет. Есть даже туалеты, построенные, видимо, для провода организованных групп туристов от турфирм. На поляне мы решили переночевать.

На следующий день идем вверх по р. Карагем, пересекая большую поляну по тропе. Как и положено в этом месте, густые кусты, растущие вдоль тропы, обильно политы росой. Впередиидущий быстро промокает с головы до ног. Доходим до переправы через р. Левый Карагем. Перебежав через реку некоторое время ищем тропу, ведущую вдоль берега р. Правый Карагем.

Снежное утро на р. Йолдо-Айры

 

 

Справа:

Выход на ледник при подъеме на пер. Абыл-Аюк (1Б)

 

 

 

 

К вечеру добираемся до гольцов и встаем на ночевку на ровных площадках бараньих лбов. Примерно в этом же месте мы ночевали в 1995 году.

Наутро начинаем непосредственный подъем на перевал Абыл-Аюк (1Б). После прохождения травянистых площадок, начинается подъем по весьма противной рыхлой морене. Затем морена несколько облегчается и мы выходим к леднику. При движении по правой стороне морены можно обойти крутую часть ледника по морене. Затем морена кончается и нужно выходить на довольно пологий ледник. Он покрыт слоем снега. Для страховки организуем две связки. В верхней части ледник покрыт весьма глубоким слоем снега, что создает известные трудности выдающимся участникам похода.

Отдых перед штурмом перевального взлета Абыл-Аюка

 

Слева:

Глубокий снег при подходе к перевалу Абыл-Аюк

 

Передохнув на одиноком плоском камне, лежащем справа от перевального взлета, начинаем движение на седловину. Перевальный взлет довольно крутой и покрыт толстым слоем мокрого снега. Приходилось тщательно топтать следы. Наконец – перевальная седловина.

У пер. Абыл-Аюк

На пер. Абыл-Аюк (1Б)

 

С перевальной седловины Абыл-Аюка открывается великолепный вид на суровые вершины высокогорий Алтая.

Вид с пер. Абыл-Аюк

 

 

 

Спуск с пер. Абыл Аюк идет по весьма крутой морене длиной около 200 м. Ее вполне можно проходить без страховки, но для придания оптимизма вешаю веревку. По ней участники один за одним выходят к крупным камням на некрутой части спуска. Дальше спуск идет по мелкой морене между крутыми стенами гор. В центре этой долины есть много выровненных площадок под палатки и тропа отмечена турами. Ночуем на одной из площадок близ небольшого моренного озера.

 

На утро движемся дальше вдоль туров и выходим на бараньи лбы около спуска к Верхнешавлинскому озеру.

Отдых на бараньих лбах под КСМ

 

Дальнейший спуск проходит по берегу Верхнешавлинского озера и выходит на Нижнешавлинское озеро по хорошей тропе. На Нижнешавлинском озере у впадения ручья устраиваем стоянку.

Озеро Верхнешавлинское

 

Справа:

Озеро Нижнешавлинское

 

 

 

К перевалу Нижнешавлинский (1Б) подъем идет вдоль ручья по хорошо набитой тропе. После леса, тропа очень круто забирает вверх по глинистому склону. Идти там после дождя, видимо, очень непросто. Долина выполаживается и дальше идем по моренам мимо туриков. На одной из морен организуем ночлег.

На следующий день предстоит штурм пер. Нижнешавлинский. Выходим на открытый ледник и движемся по нему к хорошо видному перевальному взлету, проходя мимо ледниковых озер. Перевальный взлет в нижней части покрыт снегом, который затем обходится по морене и скалам слева.

Подъем на перевал Нижнешавлинский

Выход на перевальную седловину

 

С перевальной седловины открывается великолепный вид на г. Маашей (4177 м) – самую высокую вершину Северо-Чуйского хребта.

На седловине пер. Нижнешавлинский (1Б)

Г. Маашей (4177 м)

 

Спуск с пер. Нижнешавлинский идет по крупной и средней морене и не представляет трудности. Дальнейшее движение по тропе, которая выводит к озеру Маашей – не слишком красивому по сравнению с Шавлинскими озерами, но более доступному. Преодолев моренный вал, перегораживающий озеро, выходим на дорогу.

Озеро Маашей

 

 

 

По дороге спускаемся вплоть до моста через р. Чуя. Вдоль всего спуска есть места для обеда и следы хозяйственной деятельности. Перейдя через мост, становимся ждать нашу машину. Время шло к вечеру и мы поставили палатки рядом с дорогой. И тут приезжает наш УАЗик. Оказывается, у него очень плотный график и нам предложили ехать ночью. Поразмыслив, мы согласились (надо было попросить скидку J)

В Бийск приезжаем рано. До поезда еще целый день. Нас отвозят на песчаный карьер, где мы коротаем время купанием и загоранием, а также пивопитием. Ближе к вечеру за нами приезжает ГАЗель и мы отбываем на ней на вокзал. Такой сервис несомненно положительно говорит о фирме-перевозчике.

 

Hosted by uCoz