Поход на Южно-Чуйский хребет (Алтай)

15 – 26 июля 2006 года

Описание. Часть вторая

Перейти к Части первой

 

21 июля.

Погода переменчивая и поэтому восхождение на пик Брат отменяем. Идем на перевал Ленинградский (1Б). Идем вниз по правому берегу озера, затем по моренным валам, среди которых находятся несколько озер с прозрачной водой. Вода в основной реке Аккол и озере мутная.

 

Озеро с прозрачной водой среди моренных валов около реки Аккол

Река Аккол течет вдоль левого борта долины между левым склоном и моренными валами. По левому берегу реки идет тропа. Река, стекающая с лед. Удачный, течет параллельно р. Аккол до окончания моренных валов. Ниже моренных валов река Аккол и река, вытекающая из лед. Удачный, сливаются в разливном месте. Немного выше р. Аккол разливается на несколько рукавов и ее легко перейти по камням и вброд. До этого места можно идти вдоль оси долины или вдоль правого борта. Вдоль реки Аккол идти неудобно – река идет в каньоне со значительным перепадом высоты.

Аккол перед разливом

Разлив на р. Аккол ниже моренных валов, где ее легко перейти вброд

Мы переходим р. Аккол вброд на левый берег и далее идем вниз по хорошей тропе. Через 2 часа доходим до впадения р. Верхний Тураоюк в р. Аккол. Там р. Верхний Тураоюк легко переходится по камням, перепрыгивается в узких местах. На одном из рукавов используем оставленную кем-то доску.

Река Верхний Тураоюк уходит в каньон

 

 

 

 

 

 

Водопад на реке Верхний Тураоюк

 

Затем начинаем подъем вдоль левого берега р. Верхний Тураоюк, где идет лошадиная тропа. Сама река уходит в каньон многометровой глубины.

При подъеме непосредственно на самый крутой склон рекомендуется придерживаться правых троп, так как после подъема местность вдоль реки выше крутого подъема заболочена, хотя и проходима. Переждав дождь и налюбовавшись двойной радугой, завершаем подъем на крутой склон. Доходим по болоту до моренного вала, затем по склону вала доходим до небольшого озера за моренным валом. На травянистом склоне с цветами в расщелине становимся на ночлег.

Радуга после дождя над долиной реки Аккол

 

 

 

Озеро выше первого моренного вала на реке Верхний Тураоюк, около которого останавливались на ночную стоянку

 

 

22 июля.

Утром поднимаемся вправо на моренный склон и движемся траверсом по правому (по ходу) борту долины. Вариант подъема вдоль реки хорош для зимних периодов, когда болота, расположенные вдоль реки, промерзают.  Подъем под перевальный взлет перевала Ленинградский (1Б) осуществляется по травяному склону, расположенному дорожкой справа от пути наискорейшего подъема (он проходит по крупным камням многочисленных моренных валов). В одном месте там даже есть высокий тур.

Вид на перевал Ленинградский (1Б)

Крупное озеро в долине реки Верхний Тураоюк

Вид вниз по долине реки Верхний Тураоюк

Вид вниз по долине реки Верхний Тураоюк

После выхода с травы на последние моренные валы спускаемся к озерку под небольшим снежником. Это место находится под перевальным взлетом и удобно для обеда. Его мы там и устраиваем.

Озерко у снежника под взлетом на перевал Ленинградский. Виды в направлении на перевал Ленинградский и в сторону бокового цирка

Перевальный взлет осыпной, длиной около 300 м, состоит из мелкой и, в меньшей степени, средней величины камней. Поднимаемся серпантином. Тропа практически отсутствует. Местами попадаются песчаные участки тропы серпантином со следами прошедших туристов. Эти участки, как правило, непригодны для подъема, так как осыпаются под ногами.

Вид на долину Верхнего Тураоюка с подъема на перевал Ленинградский (1Б)

Д.В. Козлов и С. В. Козлова на подъеме на пер. Ленинградский (1Б)

Ближе к перевальной седловине подъем выполаживается. Перевальная седловина монотонная, без особенностей. Камнеопасность на подъеме и на седловине отсутствует. Взошли на перевал Ленинградский в 15:10.

Тур расположен в центре перевальной седловины. Из тура сняли записку группы туристов из Н. Тагила и Екатеринбурга в количестве 7 человек, руководитель Самборская Н. В., взошедших на перевал Ленинградцев (1Б, 3000 м) 13 августа 2005 года в 15 ч 10 мин, следующих к реке (Верхний) Тураоюк.  

Вид с перевала Ленинградский в сторону реки Тулдуры

Вид с перевала Ленинградский (1Б) в сторону реки Верхний Тураоюк

Спуск с перевала Ленинградский идет по несколько менее крутой осыпи из мелких камней. Подходим к леднику и придерживаемся правой боковой морены, лежащей на теле ледника. После языка ледника идем по правому берегу ручья, стекающего с ледника.

Вид на перевал Ленинградский и долину со стороны спуска к реке Талдура

 

 

Перевальный взлет на перевал Ленинградский со стороны реки Талдура

Вскоре ручей уходит под перегораживающие долину моренные валы. Перейдя эти валы, выходим на травянистую долинку. Ручей появляется из-под земли около 20 м ниже начала зеленой долинки. Останавливаемся на ночлег в самой верхней части травянистой долины, на ровной площадке.

 

23 июля.

Утром погода без единого облачка, ясно, тепло. Спускаемся от ночевки по притоку р. Талдура – вдоль берега, вдоль высохшего русла правого рукава притока, затем по травяному склону. В 500 м от реки появляется скотоводческая тропа, траверсом спускающаяся к р. Талдура.

Вид вверх по реке Талдура в месте спуска с перевала Ленинградский

Река Талдура при спуске с перевала Ленинградский (1Б)

Талдура в районе впадения притока образует разлив. Правый берег Талдуры занят многочисленными моренными валами, по которым местами ведет тропа. Колея автомобильной дороги видна уходящей непосредственно в реку. По-видимому, этой дорогой пользуются зимой. Летом там, вероятно, может проехать ГАЗ-66.

 

Вид на ледник Талдуринский

После прохождения нашей группой моренных валов, выходим к тропе по берегу Талдуры. На левом берегу там расположен дом зимника. От этого дома вниз по берегу идет автомобильная дорога. По правому берегу идет лошадиная тропа. Через пару ходок появляется еще одно зимовье на левом берегу. Затем проходим мимо автомобильного моста, через который дорога переходит на правый берег.

При дальнейшем спуске вдоль автомобильной дороги доходим до разлива реки. Там автомобильная дорога разветвляется. Хорошо накатанная дорога уходит вверх на склон. Далее мы этой дороги больше не видели. Менее накатанная колея идет вдоль берега реки и переходит вброд на другой берег около скал. Останавливаемся на ночлег на разливе не доходя до скал по правому берегу. Ручьи с чистой водой есть в радиусе 1 км.

Вид на автомобильный мост через р. Талдура, вверх по реке Талдура

Вид вверх по реке Талдура от места разлива

 

24 июля.

Продолжаем спуск по правому берегу р. Талдура. Взбираемся по тропе на скалы, затем спускаемся. На левом берегу идет автомобильная дорога. Там легко проезжает автомобиль типа УАЗ. По правому берегу дороги нет. Проходим впадение р. Джело в р. Талдура. Далее идем по моренным валам.

Впадение реки Джело в реку Талдура

Вид со скал вниз по реке Талдура

Долина остепенно выполаживается. Растительность на левом берегу практически отсутствует. На правом берегу есть деревья и стекают ручьи. После прохождения каменистых моренных валов на правом берегу вновь появляется дорога. Ручьи с прозрачной водой встречаются вплоть до расстояния 10 км до дер. Бельтир.

Вид вверх по реке Талдура со скал. Справа видно ущелье реки Джело.

 

Вид вниз по реке Талдура. На травяных площадках идет ручной покос.

Последние 7 км едем на попутном УАЗе-буханке, отвозившем детей родителям на сенокос. Водитель не взял с нас денег. Высаживаемся у моста через Чаган. Ставим палатки в дельте р. Талдура и р. Чаган. Там травянистая поляна, через которую рано утром и поздно вечером ходит стадо коров. Ночуем спокойно, в поселке тихо.

Верблюды, пасущиеся на острове на реке Талдура

Группа при завершении похода

 

25 июля.

В 6:45 приезжает ГАЗель БийскАлтайТура. Собираемся. Примерно в 07:15 выезжаем в Бийск. Останавливаемся в Белом Боме. Еда кажется необыкновенно вкусной, особенно свежий хлеб. На Семинском перевале удается купить вкусных беляшей. В Усть-Семе вкусно поели без очереди в левом кафе (правое было забито народом). 

Примерно в 17:30 прибываем к Бийскому ж/д вокзалу. В 21:01 отбываем на поезде 602 в Новосибирск.

 

26 июля. 

В 06:20  прибываем на станцию Сеятель, г. Новосибрск.

 

Пройденный маршрут

 

Пройденное расстояние : около 95 км (учитывая коэффициент горного рельефа 1,2)

Пройденый маршрут похода на Южно-Чуйском хребте на основе карты масштаба 2 км в 1 см 1982 года.

Файл jpeg 1000 х 1000 размером 386 кб

 

Замечания и выводы по походу

 

1. В районе Южно-Чуйского хребта комары в большом количестве имеются практически во всех местах ниже ледниковой зоны. Необходимо брать с собой средства от комаров.

 

2. В поезде с рюкзаками удобнее ехать в плацкартном вагоне.

 

3. Оптимальное количество человек для проезда в ГАЗели с рюкзаками – 9 чел. Четыре задних места занимают рюкзаки. Общее количество мест ГАЗели - 13.

 

4. Заезд лучше осуществлять с реки Талдура, вдоль которой тянется автомобильная дорога на 30-40 км.

 

5. Необходимо брать прочный полиэтилен 4 х 5 м для укрытия всей группы от дождя.

 

6. Основные реки района несут мутную плохо отстаивающуюся воду.

 

Финансовая информация

 

Виды расходов

Сумма

1

Продукты и расходные материалы

800 руб х 6.5 = 5200 руб

2

Железнодорожные билеты Новосибирск-Бийск-Новосибирск

1000 руб х 6.5 = 6500 руб

3

Автотранспорт Бийск-Бельтир-Бийск (БийскАлтайТур)

9300 х 2 = 18600 руб

4

Автотранспорт Бельтир – Караоюк (16 км)

2000 руб

5

ИТОГО

32300 руб

 

Суммарные затраты каждого участника на все путешествие: 32300 / 6,5 ~ 5000 руб.

 

 

 

Перейти к Части Первой

 

В начало сайта

 

 

 

Hosted by uCoz